Великаны холмов

Когда безымянные художники высекали по всей Британии фигуры людей и животных, они и представить себе не могли, сколько поколений людей будут ломать себе головы над загадками их художественного творчества.

Эта примитивная, но тем не менее изящная фигура «прорисована» в склоне известкового холма бороздой, ширина которой 60 см. С начала XVIII века местные жители подновляли очертания Великана и каждые семь лет заполняли борозды мелом. Эта традиция сохранялась вплоть до 1920 года, когда заботу о сохранности изображения взяло на себя Национальное общество охраны памятников.

Лонгмен.

velikany_kholmov

Эта меловая фигура высотой 70 м на холме неподалеку от Уилмингтона в графстве Суссекс – одно из крупнейших в мире изображений человека. В нем узнавали то римского солдата, то Св. Павла, а то и доисторического землемера – из-за двух посохов в руках, которые могли означать землемерные шесты. Точный возраст Лонгмена, как и возраст остальных меловых фигур, определить трудно, поскольку их очертания периоды чески обновлялись, но ученые полагают, что они высечены 2000-2500 лет назад.

Доисторический великан.

Доисторический Великан, высеченный на склоне холма в Дорсете на юге Англии, – одно из наиболее загадочных напоминаний о древней Британии. За долгие века, пока он взирал на смену природных стихий и общественных устоев человечества, неизменно грозя последнему дубинкой и шокируя своим фаллосом, наше представление о смысле и предназначении Великана несколько изменилось.

Высота обнаженной фигуры составляет 55м. Голова Великана относительно небольшая и безволосая, а очертания тела схематичны, хотя соски, ребра, пенис и мошонка изображены достаточно отчетливо. В правой руке его зажата огромная, 37-метровая узловатая дубина -едва ли не основной элемент гигантского рисунка.

С этим Великаном связано множество легенд. Как гласит местный фольклор, восходящий по меньшей мере к средним векам, его прототипом был реальный злодей-великан, совершавший опустошительные набеги на окрестности Дорсета, пожиравший домашний скот и разрушавший жилища. В один прекрасный день он прилег отдохнуть после обильной трапезы – и заснул. Местные жители, давно мечтавшие избавиться от ненавистного нарушителя спокойствия, воспользовались благоприятной возможностью, подкрались и убили великана, а затем высекли его изображение на известняковом, каменистом склоне холма.

velikany_kholmov

Вокруг положения левой руки великана, некогда, возможно, сжимавшей шкуру животного, разгорелись жаркие дебаты. Согласно одной гипотезе» предполагаемая шкура, неизменно упоминаемая в наиболее живучих легендах о Великане, позволяет отождествить его с греко-римским героем Гераклом, часто изображавшимся нагим, с дубиной в одной руке и шкурой льва в другой. Эту точку зрения подтверждают некоторые факты. Аналогичный образ встречается на фрагментах римско-британских гончарных изделий, обнаруженных в Норфолке, а в Римской империи во времена правления императора Коммода (180-192 годы н. э.) существовал культ Геракла, последователи этого культа, судя по всему, жили и в Британии.

Существует также и историческое подтверждение того, что некогда между ступней гиганта были высечены цифры и буквы. По одной из гипотез, буквы составляли слово ANO, то есть anno-«к году», а отсутствующие ныне цифры – 1748 – означают дату, когда очертания фигуры были обновлены. Иные толкователи идут еще дальше, полагая, что в тот год изображение было высечено впервые, но эта гипотеза, скорее, относится к области домыслов.

Может ли быть, что доисторический Великан и в самом деле подделка XVIII века, или тайна его рождения так и окажется навечно скрытой в туманах древности? Местная легенда о пожирателе овец подтверждает точку зрения, что изображение Великана относится к доисторическим временам. Кроме того, оно имеет явное сходство с другими рисунками на холмах, а многие из них находятся неподалеку от мест древнейших захоронений, что, безусловно, указывает на их доисторическое происхождение.

Белая лошадь.

velikany_kholmov

Изображение Уффингтонской белой лошади из Оксфордшира, например, находится совсем рядом с холмом-крепостью Уффингтонского замка и, возможно, относится к железному веку. Лонгмена из Уилмингтона в Суссексе относят к эпохе неолита, поскольку его изображение расположено рядом с могильным холмом того периода и другими захоронениями, а Уэстберийская белая лошадь находится неподалеку от земляных укреплений Бреттонского замка железного века. Чуть выше и правее головы доисторического Великана лежит Трендл, небольшая квадратная огороженная площадка железного века, где проходили майские празднества.

Лишь два из рисунков на холмах изображают людей -доисторический Великан и уилмингтонская фигура Лонгмена, тогда как остальные представляют собой различные изображения лошадей. Но даже здесь внешний вид может быть обманчив, поскольку по меньшей мере одна из этих знаменитых белых лошадей – Уффингтонская, – возможно, не лошадь, а дракон. Рисунок длиной 120 м столь контрастен, что его видно за 24 км, он расположен неподалеку от плосковерхого кургана, известного как Драконова гора.

Теории и легенды.

Существует множество теорий по поводу того, зачем древние люди высекали эти фигуры. Наиболее правдоподобные утверждают, что то были первые попытки создания образов местных богов, наподобие статуй Девы Марии в христианские времена. К числу наиболее невероятных теорий относится предположение, будто эти изображения были своеобразными знаками, обращенными к космическим путешественникам.

Поскольку в британской мифологии существует множество легенд об обрядах плодородия, связанных с теми или иными древними местами, широко распространена теория, будто Великан – это языческий символ плодородия.

И все же представляется маловероятным, что истинный смысл Великана будет когда-либо разгадан, он поразит воображение еще не одного поколения.

Обсудите статью в комментариях и на Форуме сайта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наш сайт без рекламы для Вашего удобства! Чтобы поддержать проект – поделитесь ссылкой с друзьями. Благодарим!

Читать дальше

ПредыдущийСледующий

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *