В те времена не существовало информационного поля, которое могло бы поддерживать формирование и воспроизводство пацанских группировок; иначе говоря, у участников таковых группировок практически не было возможности узнать что-либо о таких же группировщиках из других городов. В связи с этим возникновение однотипного социального слоя следует искать в неких социально-экономических и идеологических реалиях Советского Союза. В числе таких причин можно назвать: влияние сельских традиций досугового времяпровождения молодежи (речь идет прежде всего об агрессивном поведении компаний молодых мужчин); уголовных традиций (для криминализированной части рассматриваемого нами социального слоя); моральных традиций советского спорта (для молодежи, ориентированной на физическую культуру как ценность).
К концу рассматриваемого периода наметилась тенденция к увеличению численности идеоцентрических сообществ молодежи и в то же время к уменьшению численности сообществ территориальных. Необходимо отметить, что данный процесс представляет собой общую тенденцию и для современного общества.
Молодежные уличные группировки в СССР и на постсоветском пространстве
Большую роль в становлении панк-движения сыграл продюсер Малкольм Макларен
В 1971 году он открыл в Лондоне бутик одежды под названием Let It Rock. Макларен находил на барахолках винтаж 1950-х, одежду тедди-боев и рок-н-рольщиков, обновлял его, кастомизировал и продавал. На фоне переосмысления музыки двадцатилетней давности в глэм- и паб-роке такая одежда стала невероятно востребованной.
Через два года Макларен со своей подругой Вивьен Вествуд открыл бутик под названием SEX (гигантские кислотно-розовые буквы вывесили прямо над входом). Здесь продавали вещи с БДСМ-тематикой, экстремально короткие открытые латексные топы, брюки с цепями; разрезы на одежде, продававшейся в SEX, были полузашиты нитками кислотных цветов, из них торчало нижнее белье. Макларен тогда увлекался ситуационизмом— философией, популярной у французских студентов, участвовавших в майских протестах 1968 года. Вдохновляясь историей этих выступлений и трудами ситуационистов, он размещал на одежде нашивки с различными лозунгами, например no future (позднее Макларен предложил использовать его в песне Sex Pistols — God Save The Queen).
Такая одежда не просто привлекала внимание и провоцировала — она в буквальном смысле показывала изнанку, критиковала социальную ситуацию, которая сложилась в это время в Великобритании. Молодежь, носившая вещи от Макларена и Вествуд, не стеснялась своих изъянов и открыто заявляла: «Мы отбросы». Это одно из значений слова punk — «гниль, отребье, отбросы». Носить такую одежду значило выражать протест, демонстрировать свое несогласие.
Историк Александра Колесник о том, почему британцы считают панк одним из самых значимых культурных явлений XX века
Термин «битник» придумал в 1958 году колумнист газеты The San Francisco Chronicle, соединив слово «разбитый» (beat) и суффикс nik от русского слова «спутник»
Разбитое поколение — это движение социальное, субкультура, намного более многочисленная, чем входившие в нее писатели и поэты. С приходом к «разбитым» славы у них появились тысячи последователей. В результате и писателей, и их поклонников стали называть битниками — этот термин придумал в 1958 году колумнист газеты The San Francisco Chronicle Херб Каэн, который соединил слово «разбитый» (beat) и суффикс nik от русского слова «спутник».
«Разбитые», по воспоминаниям, мало заботились о внешнем облике. Чего не скажешь об их последователях, у которых, как и у представителей других молодежных субкультур, была своего рода униформа — стиль, по которому их можно было легко узнать. Битники считали себя представителями богемы и стремились одеваться с присущим богеме шиком: всем цветам предпочитали черный, носили свитера с высоким горлом, береты и темные очки, мужчины отпускали бороды. Битники часто собирались в кафе, где обсуждали литературу и устраивали поэтические чтения. Складывается откровенно карикатурный образ, и СМИ не преминули этим воспользоваться. «Обычно это парень с горящими глазами, при бороде и сандалиях или “чика” с растрепанными волосами и в черных чулках, у нее на лице — макияж и выражение, которое может свидетельствовать о надменности или проблемах с пищеварением», — писал о битниках журнал LIFE в 1959 году.
Филолог Катя Загвоздкина о отом, как писатели Уильям Берроуз, Джек Керуак и поэт Аллен Гинзберг подняли молодежный бунт в Америке 50-х
Наиболее значимой составляющей молодежной субкультуры является система ценностей
Так, можно проследить зависимость субкультурного дресс-кода от системы ценностей группы. Молодежь, посещающая модные «продвинутые» клубы, носит подчеркнуто дорогую одежду; это правило поддерживается владельцами клубов — часто вход в такие клубы связан с жестким фейс-контролем. Юноши и девушки, ориентированные на контркультурность, напротив, предпочитают носить дешевую одежду, иногда изготовленную кустарным способом и подчеркнуто поношенную. Одежда субкультур, практикующих агрессивное поведение, часто удобна в драке — она не сковывает движения (или, наоборот, защищает от ударов), утяжеляется предметами для драки (массивная обувь, ремни, цепи), несет на себе военную и спортивную атрибутику. Одежда и аксессуары могут включать изображения, ценные для субкультуры — портреты знаковых личностей, тексты высказываний, элементы исторических стилей одежды.
Системы символов молодежных субкультур как правило предполагают контркультурность, противопоставление себя «взрослой», доминирующей культуре. Иногда это проявляется в деструктивном поведении, основанном на оппозициях: добропорядочность — криминальность, статичность — экстремальность, чистота — грязь, сдержанность — распущенность. Однако противопоставление не обязательно должно иметь деструктивный характер. Так, если «взрослая» культура воспринимается как культура корыстности, в субкультурные ценности могут входить бескорыстность и взаимопомощь; если «взрослое» общество построено на насилии над природой, то в субкультурные ценности может быть введена экологичность.
Историк Дмитрий Громов об основных параметрах и закономерностях формирования молодежных субкультур
Студенческие культуры оказывают решающее влияние на развитие системы высшего образования и академического мира
Студенты приносят в университет большую часть ресурсов, за счет которых этот университет существует. Изменения студенческих культур, изменения мотиваций влекут за собой перестройку всего института. Разные типы студентов создают разные университеты под себя. Аристократический университет будет иметь некоторое количество блестящих профессоров, способных развлечь скучающих студентов своими лекциями, но не будет ценить выдающихся ученых.
Университет, который учит профессиональных студентов, вынужден нанимать звездных профессоров с репутацией, далеко выходящей за стены этого университета. Такую необходимость диктуют ему студенты, рассчитывающие учиться у лучших специалистов в своей области и поступающие в университет именно ради этого.
Волна профессионально ориентированных студентов, влившаяся в свое время в американские университеты, привела к тому, что иногда называют американской академической революцией. Университеты начали всерьез охотиться за выдающимися профессорами, потому что это было главным средством рекламы у масс студентов, которые желали изучать медицину и инженерное дело. Научные достижения профессоров стали важны для университета, поскольку наука очень хорошо рекламирует себя. Для профессора получить место в университете стало проще всего за счет славы за его пределами. Профессора стали достаточно влиятельными, и лучшие из них получили возможность выкручивать университету руки, требовать зарплаты и пожизненные контракты.
Социолог Михаил Соколов о жизни в американских колледжах, разновидностях студентов и целях получения высшего образования
Вау, классная тема! Помню, как в школе тусили с панками. У нас была крутая движуха, всегда собирались на заброшке и обменивались вкусной музыкой. Эти субкультуры реально объединяют, дают возможность самовыражаться. Главное – не бояться быть собой! С таким подходом можно найти отаку или хипстера — обязательно найдется общий язык!
Спасибо за ваш отзыв! Мы рады услышать, что у вас были позитивные моменты, связанные с субкультурами и самовыражением. Индивидуальность и объединение через музыку – это действительно важные аспекты. Если у вас возникнут дополнительные вопросы или пожелания, всегда готовы помочь! Ваше мнение очень важно для нас.