В старину многие считали, что в городах и особенно в деревнях рядом с человеком живут домовые и духи, почти невидимые и трудно уловимые. Возможно, в этих поверьях таятся не только предрассудки, но и знания, переходившие из поколения в поколение. Объявить их плодами воображения невежественных людей было бы слишком просто.
«Доможилы» и «дворовые»
О том, как выглядел домовой, о его нравах и повадках лучше всех знали те, кто постоянно жил с ним рядом – русские крестьяне. А рассказов на эту тему было записано немало.
Домовые «по роду службы» делились на «доможилов» и «дворовых».
Первые, понятно, обитали в избах: зимой, в холода, на печи, а летом перебирались туда, где попрохладнее – в чулан или на чердак. «Дворовые», как следует из их названия, жили во дворе, в хлеву, прятались в сараях. По рассказам очевидцев, «доможилы» имели вид маленьких лысеньких старичков, покрытых шерстью.
Если домовые находились с хозяином в добрых отношениях, то и дом, и двор, и хозяйство были в полном порядке. «Доможил» охранял избу и все хозяйское добро. Он отгонял воров, предупреждал о грозящих бедах. «Дворовый» заведовал двором, следил за скотиной. С собакой и козлом находился в большой дружбе, очень любил лошадей и, бывало, озорничал: придет хозяин в конюшню, а гривы у коней заплетены в косички!
Если во дворе раздавался странный стук, слышалось оханье, а в пустом доме – какие-то таинственные шаги, то, несомненно, это подавал свои сигналы домовой. Сигналы эти, по мнению крестьян, предвещали несчастье: пожар, болезнь или гибель скотины, а то и смерть кого-нибудь из близких.
Рассказывали, что до женщин все домовые были большими охотниками, однако никогда не позволяли себе заводить шашни с женой хозяина, его дочерями и невестками. Обходились нанятыми работницами. Причем делали это так осторожно и скрытно, что даже сама женщина далеко не всегда помнила о ночных визитах домового.
«Стой, батюшка, стой!»
Да и немудрено: домовой прежде всего напускал на возлюбленную крепкий сон, а наутро ей казалось, что все произошло во сне. Болтливые работницы не стеснялись и рассказывали подругам, как ночью к ним приходил красивый парень, обнимал и целовал их.
«Доможила» видели редко. Чаще это происходило, когда богомольная хозяйка истово, подолгу молилась. Тогда «доможил» в образе старичка появлялся и безмолвно проходил мимо. Для хозяйки это был ясный знак, что ее молитва домовому не нравится и пора заканчивать.
А вот «дворовый» домовой показывался перед людьми частенько. Бывало, что кто-либо из хозяев, работая во дворе, вдруг замечал в укромном уголке темную фигуру ростом с человека. Лица не разглядеть. Стоит, прислонясь к стене, смирно стоит, «словно его тут и нет». Хозяева сразу узнавали, что это домовой, не пугались, скажут только: «Стой, батюшка, стой! Блюди скотинку нашу, охраняй от чужих».
В еде домовые не отличались привередливостью. «Доможилу» достаточно было оставить в укромном месте ломоть черного хлеба с солью. Он найдет угощение и съест с удовольствием. «Дворовому» для пропитания следовало оставить немного сенца и мякинки, то есть остатков колосьев, стеблей и других отходов при молотьбе. А вот овес «дворовый» домовой никогда не трогал, так как знал, что овес дорог и его берегли для лошадей. Был он благодарен, если хозяйка оставит ему кусочек хлеба, порадуется, что его помнят и балуют.
Встреча с волосатым старичком
Своего дома и двора домовые не покидали. Умрет хозяин, остаются жить у его сына, затем – у внука и так далее. В случае, если на беду дом сгорит, временно поживут у приятелей-домовых, пока новую избу не построят, и возвращаются на прежнее место.
Очень не любят домовые жадных, несправедливых хозяев. У таких крестьян «дворовые» домовые портили коров, овец и разводили на скотном дворе и в хлевах всяческую нечисть. Если и после этого хозяин не делался добрее, то поступали еще хуже: в дом впускали воров и конокрадов, а то и пожары устраивали. Иногда даже навсегда покидали дом. Тогда на их место приходили домовые бесприютные, своеобразные «бомжи».
Крестьяне утверждали, что домового можно вызвать, то есть сделать так, чтобы он вышел. Способ был несложный: требовалось лишь бросить чистый гребень в ведро с водой. На третий день в ведре находили человеческий волос. Его вылавливали, сушили, и тогда на короткое время показывался домовой.
Одна крестьянская девушка рассказывала, что после такого вызова к ней явился старичок в чем мать родила, весь обросший волосами, с длинной белой бородой и с «обезьяньим» лицом. Конечно, девушка испугалась, закричала, и домовой в ту же секунду исчез. Когда же девушка рассказала о случившемся отцу, тот успокоил ее: видеть домового совсем не к беде, а, напротив, к счастью.
«Царь овинный»
У «доможила» и «дворового» был собрат – домовой под названием «овинник» или «царь овинный». Такое название он получил потому, что постоянно жил в овине, то есть в помещении, где сушились снопы. «Овинник» тоже имел вид маленького старичка, или какого-нибудь животного. Жил он тихо, если чувствовал любовь и уважение к себе. А если испытывал пренебрежение, вражду, то мог, как говорили крестьяне, и «памятку сделать», другими словами, устроить неприятность.
Зная это, в деревнях в день именин «овинника» (был такой особый день в году) ему приносили угощение: пирог и петуха. Хозяин кланялся и говорил: «Овин-овин, постой подольше, а ты, овинный, будь добр и ласков». Небольшой кусок пирога хозяин съедал сам, а остальную часть оставлял имениннику. Затем отрубал голову петуху и кровью окроплял помещение овина. Петушиную голову также оставлял «овиннику».
После такого обряда можно было твердо рассчитывать, что никакой беды не случится. Однако плохо приходилось тому хозяину, который забывал про именины «овинного» и не приносил ему подарки. «Овинный» мог запомнить обиду, выждать год-другой, а потом жестоко отомстить, устроив, например, пожар.
Один крестьянин рассказывал, как темной осенней ночью пошел в топившийся овин. Отворив дверь, он увидел перед собой здоровенного черного кота величиной с хорошую дворовую собаку. Глаза у кота блестели и были огромными. Едва крестьянин вошел в овин, кот бросился в угол и там вмиг исчез, будто сквозь землю провалился. Это был самый настоящий «овинник», принявший облик черного кота. Крестьянин со страху лишился дара речи и еле до дома добрался на дрожащих ногах.
Полтергейст – козни домового?
А в банях жил дух – тоже своего рода домовой, который так и назывался «банник», дух нечистый, дьявольский. От него ждали одних несчастий. В банях он обитал не только потому, что очень любил тепло, но и оттого, что люди там, раздеваясь, крест снимали. «Страсть не любят банники креста Господня», – говорили в народе. «Живут банники, – рассказывали крестьяне, – не одни, а с девками, которых похищают в младенчестве у родителей еще некрещеными, а также и с крещеными, но проклятыми матерями».
«Банники» могли принять самый разнообразный облик: хозяина бани, его родственника или знакомого. Сколько раз бывало: видят – пошел человек в баню, а в ту же самую минуту его видели в другом конце деревни за какой-нибудь работой.
Существует поверье, что в бане около полуночи моются черти, родные братья «банника». И в это время никому не придет в голову идти в баню. В старые времена крестьяне от мала до велика почитали домовых, но и побаивались их. И когда в домах происходят странные случаи, например, знаменитый полтергейст, когда сами собой начинают летать предметы или двигаться мебель, стоит задуматься: не проказничает ли обиженный и рассерженный на нас домовой?
Я всегда находил мир мифологии и народных сказок увлекательным. Вдохновившись статьей о домовых и других духах, хочется отметить, как глубоко эти существа вплетены в нашу культуру. Каждый из них, от добродушного домового до капризного банника, отражает человеческие страхи и надежды.
Домовые — хранители домашнего уюта, олицетворяют благополучие и мир в семье, тогда как дворовой символизирует связь с природой и нашим окружением. А вот овинный и банник наполняют нашу жизнь немного мистики и загадочности. Интересно, как в разных регионах эти персонажи могут иметь свои особенности и черты!
Всё это напоминает нам о важности традиций и фольклора в жизни. Они помогают сохранить связь с прошлым и передают мудрость предков, что особенно актуально в нашем быстро меняющемся мире. Надеюсь, что такие знания не канут в лету и будут переданы следующим поколениям.
Да, ты прав, мифология — огонь! Как-то я на даче ночью слышал странные звуки, думал, домовой шалит. А потом вспомнил, что бабушка всегда говорила, что он защищает наш дом. Согласен, такие истории привносят уют и связь с прошлым. Нужно помнить и передавать это молодёжи!
Согласен с тобой! Мифология действительно крута. Как-то раз, проведя ночь в старом доме, я почувствовал, что не один – был запах свежей выпечки, будто домовой заботился о нас. Это прям наглядно показывает, как укоренены эти образы в нашей культуре. Важно передавать их детям!