В демонологии считалось, что при заключении договора с Сатаной на неофита возлагалось клеймо дьявола, или «печать Сатаны». Оно являлось символом служения силам тьмы.
Клеймо дьявола напоминало шрам, родимое пятно или татуировку. Оно могло иметь форму когтя, лапки жабы, паука, зайца и т. п.
«Нет ни одной ведьмы, — утверждал кальвинистский теолог Ламберт Дано, — на которой бы дьявол не оставил некой отметины или знака своей власти и исключительного права над ней». Именно поэтому любая отметка, включая родимые пятна, могла быть интерпретирована представителями инквизиции как «печать Сатаны». Современным вариантом этих представлений являлась мифологема о Михаиле Меченом.
Неопровержимым доказательством ведьмовства в глазах инквизиции являлось присутствие родимых пятен на интимных частях тела подозреваемого. Во время следственного дознания тело колдуна полностью обривали в поиске дьявольских меток. Когда на теле у одной женщины не обнаружили ни единой родинки, это также было расценено как нечто неестественное, а потому ведьмовское.
В целях конспирации демоны помечали ведьм скрытыми от глаз печатями. Если какой-либо участок тела не кровоточил при прокалывании или не был чувствителен к боли, это означало обнаружение подкожного клейма. Зачастую во время следственных экспериментов тело ведьмы испещряли булавочными уколами. Временная анестезия приговоренных к пытке служила уликой на ведьмовских процессах. Как-то английский шарлатан, выдававший себя за служителя инквизиции, погубил таким образом 220 человек.
Представителям инквизиции предписывалось искать демонические знаки на любых частях тела, особенно на левом плече или пальце. Считалось, что дьявол ставит свои отметины либо раскаленным железом, либо с помощью определенной мази, вводимой в кожу ведьмы растиранием.
В разряд демонических знаков зачислялась «Антихристова печать». «Начертание гибельного имени отступника и обманщика… на правых руках… отсечет действие благих и праведных дел; начертание же на челах научит держаться лести и обмана», — комментировал Андрей Кесарийский соответствующий сюжет Апокалипсиса.
В истории мировой культуры многие знаки клеймения нищих до магнитных карт интерпретировались в качестве демонического знака. В конфронтации с праведной частью человечества пребывает «племя Каина». За грех братоубийства на Каина и его потомство была возложена несмываемая «каинова печать», обрекающая их на вечное странствие. В апокрифах отцом Каина полагали не Адама, а Сатану. Сыновья Каина изобрели кузнечное дело. Поэтому по средневековому поверью каждого кузнеца считали колдуном, кузнечное ремесло — дьявольским искусством, а кузницу — сосредоточением демонов. Дочери Каина создали музыкальные инструменты. Не случайно поэтому в постановлениях Стоглавого собора нецерковная музыка приравнивалась к бесовству. Считалось, что невозможно стать хорошим музыкантом, не продав при этом душу дьяволу. Кроме того, Каин воздвиг первый город, а значит, на урбанистической цивилизации также лежит “каинова печать” и городская субкультура обречена на социальные катаклизмы и дисгармонию.
Комментарии