«Жертвоприношение» — форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий: преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.»
Это цитата из Википедии об одном из самых загадочных и неоднозначных религиозных явлений. Не секрет, что жертвоприношения весьма разнообразны. Все слышали о человеческих – нередко в жертву приносили детей или юных девушек, к ним же относится ритуальное самоубийство. Многие соблюдают посты в определенное время года – это тоже в какой-то степени жертвоприношение.
Я предлагаю вам сейчас познакомится с этим явлением на примерах. Не страшно? Тогда поехали! Начнем со светлой нотки.
Далеко не у всех жертвоприношений наблюдается смертельный характер. Многие имеют лишь формальное значение – например, жертвенные яства. Кормление идолов, вроде обычая выливать суп в чашку, приделанную ко рту идола. Можно упомянуть возжигание свечей и лампад, освящение пищи – это тоже в какой-то мере пережитки жертвоприношений. Но, как бы это ни было печально, в большинстве своем жертвоприношение довольно-таки кровавый ритуал.
К примеру, в Виргинии индейцы приносили детей в жертву и думали, что «оки», или дух, высасывает из их левой груди кровь. На острове Борнео имели обыкновение приносить человеческие жертвы, когда какой-нибудь очень важный вельможа переселялся в новый дом. В 1847 год для этой цели была куплена малайская девушка-невольница, которую умертвили выпусканием крови. Кровью были окроплены столбы и основание дома, а труп брошен в реку. Так же поступали и туземцы в Индии, Северной Бенгалии и Декане, где божеству назначается только кровь жертвы, а мясо предоставляется жертвователю.
В некоторых примерах самопожертвования ценность приношения для жертвователя значительно превосходит предполагаемую ценность для идола-божества. Наиболее поразительные случаи подобного рода встречаются в истории человеческих жертвоприношений у семических народов.
Царь маовитян, увидев, что победа в битве склоняется не на его сторону, принес в жертву своего старшего сына. Финикийцы жертвовали (с целью умилостивления богов) своих любимых детей.
Ценность жертвы увеличивалась тем, что выбирали ее из благородных семейств, полагая, что угодливость жертвы измеряется тяжестью потери. Это убеждение было настолько сильно, что ежегодно праздничной жертвой являлись только единственные дети.
Когда в Перу заболевал инка или другой важный человек, он приносил в жертву идолу-божеству одного из своих сыновей, умоляя принять эту жертву вместо себя самого.
Древние греки находили достаточным приносить в жертву вместо себя пленных. Так же поступали и языческие племена Северной Европы, которым христианские купцы продавали рабов для этой цели.
Ужасное предание о массовом человеческом жертвоприношении относится ко временам Пунических войн – войн Рима против карфагенян (пунийцев). Они длились почти сто лет: с 264 до 146 года до нашей эры. Карфагеняне, потерпевшие в одной из битв неудачу и теснимые Агафоклом, приписали свое поражение гневу богов. В прежние времена их Кронос (бог-идол) получат в жертву избранных детей своего народа, но в последствии для этой цели стали покупать и откармливать чужих детей, видимо, проснулась жалость знатных родителей. Но затем наступила реакция недовольного (и голодного, надо полагать) божества. Решено было отпраздновать чудовищное жертвоприношение, чтобы «компенсировать» подставные жертвы. Двести (только подумайте! 200!!!) детей из благороднейших семейств страны были привнесены в жертву идолу.
«Ибо у них была медная статуя Кроноса с руками, наклоненными таким образом, что ребенок, положенный на них, скатывался в глубокую яму, заполненную огнем».
Не всегда только «мясо и кровь» приносились в жертву. У древних ацтеков был обряд жертвоприношения маленьких детей в честь бога дождя Тлалока. Чем больше слез проливали перед смертью несчастные дети, тем более угодным небу считалось жертвоприношение: слезы невинных детей должны были вызвать слезы у «небесных туч», т.е. дождь.
Весьма обычным в жертвоприношении некоторых народов является принесение в жертву какой-либо части тела. У манданов обряд посвящения юношей в мужчины состоял в том, что посвящаемого обматывали веревками, как кокон, и подвешивали до тех пор, пока он не терял сознания. В этом бесчувственном (или безжизненном) состоянии его клали на землю, и когда он приходил в себя, то подползал на четвереньках к старому индейцу, сидевшему во врачебном шалаше с топором в руках. Перед индейцем лежал буйволиный череп. Юноша поднимал мизинец левой руки как жертву великому- духу, и палец отсекался (иногда вместе с указательным пальцем) на черепе.
Что касается обрядов символического проливания крови, то они заменяют собой настоящее заклинание.
Точно так же в Греции варварский обычай человеческих жертвоприношений уступил место обряду проливания нескольких капель крови.
Один из ритуалов такого символического проливания крови долго сохранялся даже в быту Современной Европы.
Например, у жителей Эстонии молящийся выпускал несколько капель крови и произносил молитву. Можно привести еще десятки и сотни примеров, рассказать о бесчисленных видах жертвоприношений.
Но в конце поста хочу сказать одну вещь: это страшно. Это очень страшно. И ведь я говорю не о тех двух сотнях несчастных карфагенских детей – это можно отнести к пережиткам времени. Кровь стынет в жилах, когда слышишь о ритуальном убийстве человека сатанистами где-нибудь в сибирском лесу или о новых жертвах серийного маньяка-психопата, поклоняющемуся выдуманному им богу. Стоит ли говорить о таких «мелочах», как замученная подростками кошка-жертва в подвале жилого дома… Я вовсе не хочу вас напугать. Просто не понимаю, как можно увлекаться ТАКИМИ формами оккультизма.
Комментарии